Аттестация педагогических работников

Перечень документов,

регламентирующих аттестацию педагогических работников

    1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011г. №243-3, принят Палатой представителей 2 декабря 2010г.; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010г. (в ред. Законов РБ от 13.12.2011 №325-3 от 26.05.2012 №376-3)

Раздел I, глава 6

- статья 50. Педагогические работники;

- статья 51. Требования, предъявленные к педагогическим работникам;

- статья 52. Права педагогических работников;

- статья 53. Обязанности педагогических работников.

     2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 №101 “Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных  работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)”.

    3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2014 №20 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”

    4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.11.2014 №163 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”

    5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.05.2017 №46 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”

    6. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих». Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлений Минтруда и соцзащиты от 21.10.2011 №105; от 25.04.2012 №54; от 18.07.2012 №81.

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. за 10 дней до начала экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).


Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена

  Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (под­тверждение) высшей квалификационной категории, квалификаци­онной категории «учитель-методист» составляются самим претен­дентом. Материалы должны содержать описание системы или от­дельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативно­сти опыта при решении педагогических задач.

  Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности - модель уро­ка, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основ­ные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

  При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый опе­рирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к не­му.

  При оценке представленного письменного описания опыта пе­дагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

обоснование актуальности проблемы собственной педагогиче­ской практики;

конкретность, диагностичность поставленной цели;

направленность задач на реализацию цели;

отражение степени достижения поставленной цели.

Сущность опыта:

степень обобщения и систематизации представленных материа­лов;

конкретизация опыта разработанными автором материалами;

описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Результативность, эффективность опыта: выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;

доказательность результатов;

определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

ценность опыта для других педагогических работников (доступ­ность и логичность описания опыта);

подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) за­нятия;

проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагмен­те) занятия.

Примерная структура описания педагогического опыта

1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образователь­ной практике.

1.2 Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массо­вой образовательной практике.

1.3 Цели опыта

Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обу­чающихся определенными педагогическими средствами в конкрет­ной образовательной ситуации.

1.4 Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5 Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2 Описание сути опыта

2.2.1  Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те поло­жения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2  К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффек­тивных методов обучения и воспитания, поиск средств 'обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).

2.2.3  Отражение педагогического опыта в системе: какие ком­поненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существу­ют.

2.2.4  Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.

2.2.5  Конкретизация материала через примеры каждого компо­нента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

2.2.6  Основные этапы формирования данного опыта, их преем­ственность.

2.3 Результативность и эффективность опыта

2.3.1        Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета ре­зультатов.

2.3.2  Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.

2.3.3  Доказательность результативности посредством конкрет­ных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1     Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2     Перспектива дальнейшего совершенствования данного опы­та и своей профессиональной практики.

3.3      Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4  Собственные статьи, выступления с данным опытом в педа­гогических аудиториях.

Приложения

  1. Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий,
    мероприятий.
  2. Список публикаций автора по теме опыта.
  3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Список литературы

  1. Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профес­сионального мастерства педагогов : метод, рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». -Минск: АПО, 2012.-98 с.
  2. Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педаго­гической деятельности : метод, рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2012.-92 с.
  3. Валеев, Г. X. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. X. Валеев // Педагоги­ка.-2005. - №5.
  4. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общ. сред, образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 252 с.
  5. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. -2003.-№4. — С. 21-26.
  6. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование автор­ских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запруд­ский. - Минск, 2008. - 336 с. - (Мастерская учителя).
  7. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обоб­щения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Ме­тодист. - 2002. - № 5.
  8. Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструи­рования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 320 с.
  9. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методи­ческой службы / Е. М. Пахомова // Методист. - 2005. - № 2.
  10. Праздникова, Г. 3. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. 3. Праздникова. - М. : АРКТИ, 2007.
  11. Проблемы профессиональной компетентности: содержание и технологии аттестации педагогических кадров / М-во образования и науки Респ. Беларусь; ин-т повышения квалификации и перепод-гот. руководящих работников и специлистов образования; А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк ; под ред. А.И.Жука -— Минск, 1996.
  12. Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность тради­ций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.

Требования к оформлению опыта педагогической деятель­ности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагоги­ческой деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Ко­личество страниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления ма­териалов: шрифт - TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный ин­тервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля — 2, отступ первой строки - 1,25; текст печатается без сокра­щений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформ­ляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформле­нию диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного выс­шего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру - инициалы и фамилия автора. На следующей строке - название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта - название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.